В последнее время все чаще нас спрашивают: нужно ли проводить приемочные испытания? Мол, стандарты применяются на добровольной основе, а в Технических регламентах напрямую нигде не говорится о приемочных испытаниях, или зачем лишние затраты, если все равно проводить сертификационные, или раз Разрешение на применение получать не надо, то и приемочные испытания тоже проводить не нужно и т.п.
Давайте попробуем разобраться в этом вопросе, представив, как выглядит сейчас вопрос о необходимости проведения испытаний вообще, в том числе приемочных. И, пожалуй, можно начать с обязательных к применению Технических регламентов, несмотря на то, что существует значительная часть продукции, которая не попала под их действие.
С 15 февраля 2013г. вступил в силу Технический регламент Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" ТР ТС 010/2011 , в котором есть прямые указания по обеспечению безопасности при проектировании и при изготовлении. Обратимся к пункту 3 статьи 4 и к пункту 3 статьи 5:
"...При разработке (проектировании) должен определяться и устанавливаться допустимый риск для машины и (или) оборудования. При этом уровень безопасности, соответствующий установленному риску, обеспечивается:
- полнотой научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
- проведением комплекса необходимых расчетов и испытаний, основанных на верифицированных в установленном порядке методиках;..."
"...При изготовлении машины и (или) оборудования должны проводиться испытания, предусмотренные проектной (конструкторской) документацией...."
Понятно, что разработчик и производитель должны проводить испытания машин. Также очевидно, что эти испытания, предусмотренные конструкторской документацией, следует проводить ДО процедуры подтверждения соответствия в виде сертификации, т.е. до сертификационных испытаний. Очевидно также, что если продукция подлежит декларированию, заявитель должен иметь "на руках" документ о проведении собственных испытаний ДО процедуры подтверждения. Вопрос заключается только в том - протоколы КАКИХ испытаний ?
Более 30 лет назад определения различных видов испытаний были приведены в ГОСТ 16504-81: «Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения», у которого есть даже белорусский аналог СТБ 1218-2000.
Перечень насчитывает около 45 видов испытаний. Так как все они предназначены для разных целей, выделим из них несколько, относящихся к проектированию и изготовлению.
Так, если предварительные и приемочные испытания относятся по определению ко вновь разрабатываемой продукции, то приемо-сдаточные, периодические испытания проводятся уже для выпускаемой продукции. Цели этих испытаний, приведенные в определениях ГОСТ 16504-81, хорошо объяснены в стандартах ГОСТ Р 15.201-2000 «Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения. Порядок разработки и постановки продукции на производство» и ГОСТ 15.309-98 «Система разработки и постановки продукции на производство. Испытания и приемка выпускаемой продукции. Основные положения»:
Согласно пункта 6.5.1 ГОСТ Р 15.201-2000 для оценки и контроля качества результатов, полученных на определенных этапах конструкторских работ (далее – ОКР), опытные образцы (опытную партию) продукции подвергают контрольным испытаниям по следующим категориям:
– предварительные испытания, проводимые с целью предварительной оценки соответствия опытного образца продукции требованиям технического задания (далее – ТЗ), а также для определения готовности опытного образца к приемочным испытаниям;
– приемочные испытания, проводимые с целью оценки всех определенных ТЗ характеристик продукции, проверки и подтверждения соответствия опытного образца продукции требованиям ТЗ в условиях, максимально приближенных к условиям реальной эксплуатации (применения, использования) продукции, а также для принятия решений о возможности промышленного производства и реализации продукции.
В отличие от них приемо-сдаточные и периодические испытания (согласно пункта 4.5 ГОСТ 15.309-98) в совокупности должны обеспечивать достоверную проверку всех свойств выпускаемой продукции, подлежащих контролю на соответствие требованиям стандартов, и представлять собой элементы приемки продукции у изготовителя (поставщика).
– приемо-сдаточные проводят с целью контроля соответствия продукции требованиям стандартов, установленным для данной категории испытаний, а также контрольному образцу или образцу-эталону (если они предусмотрены в стандартах) для определения возможности приемки продукции.
– периодические испытания проводят для периодического подтверждения качества продукции и стабильности технологического процесса в установленный период с целью подтверждения возможности продолжения изготовления продукции по действующей конструкторской и технологической документации и продолжения ее приемки.
Становится понятным, что в статье 4 ТР ТС говорится не о периодических испытаниях, т.к. эти испытания проводятся для продукции, выпускаемой в течение какого-то периода времени (как правило, через несколько лет). Также «определение и установление допустимого риска для машины и (или) оборудования» не является целями приемо-сдаточных испытаний. Эти испытания проводит ОТК или аналогичные службы, отвечающие за приемку продукции, изготовленной для ее поставки заказчику (потребителю) и (или) непосредственной продажи (реализации) покупателю.
Итак, изготовитель (разработчик) должны проводить некие испытания, направленные на определение и установление допустимого риска для машины и (или) оборудования. На наш взгляд, наиболее полно эти задачи решаются при приемочных испытаниях. Ведь при решении тех или иных вопросов, связанных с безопасностью машины, проектировщик старается выполнить определенные требования, поставленные нормативными документами, а также исходя из здравого смысла, чтобы машину можно было использовать по назначению. Обоснование этих решений тесно связано с процессом управления рисками, при котором производится сопоставление результатов анализа риска с критериями допустимого риска.
В то же время согласно положений того же регламента ТР ТС 010/2011 «допустимый риск» - значение риска от применения машины и (или) оборудования, исходя из технических и экономических возможностей изготовителя, соответствующего уровню безопасности, который должен обеспечиваться на всех стадиях жизненного цикла продукции.
В определенной степени эти возможности описываются техническими условиями (далее – ТУ), разрабатываемыми разработчиками продукции и устанавливающие полный комплекс требований к продукции, ее изготовлению, контролю и приемке. В соответствии с пунктом 5.1 ГОСТ 2.114-95 «Единая система конструкторской документации. Технические условия» ТУ подлежит согласованию на приемочной комиссии, если решение о постановке продукции на производство принимает приемочная комиссия. Подписание акта приемки опытного образца (опытной партии) продукции членами приемочной комиссии означает согласование ТУ.
Мы считаем, что термин «испытания» в тексте технического регламента ТР ТС 010/2011 дает больше возможностей разработчику и производителю машины. Он не ограничивает их рамками определения по ГОСТ 16504-81, а гораздо шире. Испытания одновременно с проверочными расчетами могут служить для проверки выбранных решений. Ведь только при испытаниях машин можно создать имитацию опасной ситуации, для которой разрабатывается защитная мера.
Иногда можно слышать мнение, что если продукция подлежит обязательной сертификации, то приемочные испытания проводить не нужно. Заметим, что согласно пункта 6.5.2 ГОСТ Р 15.201-2000, если к продукции предъявляются обязательные требования, подлежащие в дальнейшем обязательному подтверждению соответствия (сертификации), результаты приемочных испытаний продукции в части обязательных требований, проведенных в испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в установленном порядке, могут быть использованы для получения подтверждения соответствия, но не наоборот.
А согласно регламента ТР ТС 010/2011 заявитель с целью подтверждения соответствия своей продукции требованиям Технических регламентов должен предоставить информацию о проведенных исследованиях (испытаниях) и измерениях наряду с эксплуатационной документацией, техническими условиями и пр. И если испытания не проводились, у Органа по сертификации есть определенные основания сомневаться в выполнении всего комплекса работ по оценке риска изготовителем, например: акцентируя внимание на более частных интервалах проведения инспекционного контроля.
В заключение хотим обратить внимание на то, что многие известные производители (как зарубежные, так и отечественные), наоборот гордятся, что их продукция проходит жесткие испытания, в том числе на прочность и надежность, что может служить дополнительным способом привлечения клиентов. Это также может говорить об ответственности производителя и разработчика перед своими потенциальными потребителями. В некоторых случаях наши заказчики при сертификации продукции настаивают на том, чтобы в выдаваемых сертификатах была сделана запись о результатах приемочных испытаниях. И мы всячески поддерживаем такое желание заказчиков.