Вступивший в силу Технический регламент Таможенного Союза «О безопасности машин и оборудования» ТР ТС 010/2011 регламентирует обязательные требования при сертификации грузоподъемных машин и подъемно-транспортного оборудования. Если сравнивать эти требования с привычными для нас Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных машин (ПБ 10-382-00, ПБ 10-159-97, ПБ 10-257-98 и др.), то можно увидеть значительные отличия.
В целом, требования, предъявляемые регламентом к расчетам на прочность и устойчивость, к механизмам, к испытаниям, примерно похожи с требованиями промышленной безопасности, предъявляемыми Правилами, но по иному сформулированными. Эти требования совпадают с международными, принятыми в стандартах серий ISO, FEM. Поэтому мы обратим внимание только на часть этих требований, относящуюся к системам управления и устройствам безопасности.
Например, приложение № 1 ТР ТС 010/2011 (пункт 14) предъявляет дополнительные требования безопасности к системам управления машиной и (или) оборудованием, которые «…должны включать средства предупредительной сигнализации и другие средства, предупреждающие о нарушениях функционирования машины и (или) оборудования, приводящих к возникновению опасных ситуаций.
Средства, предупреждающие о нарушениях функционирования машин и (или) оборудования, должны обеспечивать безошибочное, достоверное и быстрое восприятие информации персоналом….».
Также теперь обязательно должны устанавливаться кнопки (или другие устройства) для аварийной остановки (см. пункты 18 и 19 общих требований безопасности). Например, немецкие производители предусматривают установку таких кнопок около каждого механизма, что позволяет обслуживающему персоналу, нажав ее, безопасно настраивать тормоза, производить ремонт и т.п. Это предотвращает непреднамеренное включения этого механизма или машины в целом. Обращаем внимание также на то, что кнопка должна «…быть красного цвета, отличаться формой и размерами от других органов управления….»
Сигнал о нажатии кнопки аварийной остановки должен поступать в кабину крановщика на пульт управления, чтобы обеспечить ему (см. пункт 21 общих требований безопасности) «…возможность контролировать отсутствие персонала или иных лиц в опасных зонах, либо управление должно исключить функционирование системы машин и (или) оборудования при нахождении персонала либо иных лиц в опасной зоне. Каждому пуску должен предшествовать предупреждающий сигнал, продолжительность действия которого позволяет лицам, находящимся в опасной зоне, покинуть ее или предотвратить пуск системы.
Обращаем внимание также на то, что «…пульт управления системой машин и (или) оборудования должен оборудоваться средствами отображения информации о нарушениях эксплуатации любой части системы, а также средствами аварийной остановки (выключения) системы и (или) отдельных ее частей…». По-видимому теперь любой пульт в простейшем случае должен быть оборудован кнопкой аварийной остановки и сигнализацией о состоянии сети.
В случае если персонал может подвергаться опасности из-за сбоев в работе, машина и (или) оборудование должны быть оснащены устройствами, подающими предупредительный акустический или световой сигнал (см. пункт 69 общих требований безопасности).
Сигналы, подаваемые устройствами предупредительной сигнализации машин и (или) оборудования, должны быть однозначно воспринимаемы. Персонал должен иметь возможность проверки работы устройств предупредительной сигнализации.
При проектировании машины проектировщик должен провести анализ риска опасностей, которые могут возникнуть во время жизненного цикла машины. Защитные и предохранительные устройства, используемые для защиты от опасности, вызванной движущимися деталями машины и (или) оборудования, согласно ТР ТС должны выбираться исходя из анализа риска.
Защитные и предохранительные устройства должны:
- иметь прочную устойчивую конструкцию;
- быть безопасными;
- располагаться на соответствующем расстоянии от опасной зоны;
- не мешать осуществлению контроля производственного процесса в опасных зонах;
- позволять выполнять работу по наладке и (или) замене инструмента, а также по техническому обслуживанию машин и (или) оборудования.
В случае если несмотря на принятые меры имеется опасность, машина и (или) оборудование должны снабжаться предупредительными надписями (знаками), которые должны быть понятны и составлены на русском языке и на государственном(ых) языке(ах) государства-члена Таможенного союза при наличии соответствующих требований в законодательстве(ах) государства(в)-члена(ов) Таможенного союза. (см. пункт 70 общих требований безопасности).
Дополнительно в приложении № 2 ТР ТС приведены специальные требования к грузоподъемным машинам. Среди них несколько можно выделить.
Грузоподъемные машины должны быть оснащены необходимыми приборами безопасности:
– ограничителями (например, ограничителями рабочих движений, необходимыми блокировками дверей входа в кабину и т.п.) и
– указателями (например, световой индикацией наличия напряжения питания, индикацией взвешивающих устройств, звуковой сигнализацией начала подъема и транспортировки груза и т.п.).
Перечень и количество необходимых ограничителей и указателей грузоподъемной машины выбирают исходя из ее конструктивных особенностей, степени ответственности и обеспечения требуемого уровня безопасности, а также и исходя из анализа риска. Заметим, что в требованиях промышленной безопасности, а также в стандартах на конкретную грузоподъемную машину уже приведен перечень таких устройств.
Механизмы подъема грузоподъемных машин, предназначенных для обслуживания интенсивных технологических процессов, должны быть оснащены регистраторами наработки.
Регистраторами наработки (с ограничителями грузового момента) должны быть оснащены и все свободно стоящие грузоподъемные краны стрелового типа.
Жаль, что авторы ТР ТС не уточнили, что они подразумевают под регистраторами наработки. Под это понятие подпадает и простейшие счетчики моточасов, и более сложные регистраторы параметров работы крана по РД 10-399-01.
Устройства, предназначенные для осуществления контроля над перемещениями, должны функционировать так, чтобы грузоподъемные машины, на которых они установлены, были безопасными.
Грузоподъемные машины должны быть сконструированы, изготовлены или оснащены специальными устройствами, которые позволяли бы ограничивать амплитуду движений соответствующих компонентов машин в установленных пределах. При необходимости в начале работы данных устройств должен подаваться предупредительный сигнал.
Если отдельно стоящие и движущиеся по рельсовым путям грузоподъемные машины могут случайно оказаться в непосредственной близости друг от друга, вызывая риск столкновения, то они должны быть оборудованы системами, позволяющими избежать возникновения данного риска.
Грузоподъемные машины, перемещающиеся по рельсовому пути, должны быть оборудованы специальными устройствами, предотвращающими риск их схода с рельсовых путей, а также несанкционированное перемещение под воздействием ветровых нагрузок.
При наличии риска, связанного с возможностью падения людей в зоне движения транспортной платформы в момент ее отсутствия на посадочной (погрузочно-разгрузочной) площадке, должны быть предусмотрены защитные ограждения, исключающие возможность возникновения этого риска... Данные ограждения должны иметь защитное устройство с блокировкой, срабатывающее в зависимости от занимаемого транспортной платформой положения и предотвращающее опасное движение транспортной платформы, пока защитные ограждения не будут закрыты и заблокированы, и открытие защитного ограждения до остановки транспортной платформы у соответствующей посадочной (погрузочно-разгрузочной) площадки.
Система управления грузоподъемной машиной должна быть, как минимум, оборудована нулевой и токовой защитой, исключать возможность несанкционированного запуска приводов механизмов, а также возможность поражения персонала электрическим током.
Здесь перечислены далеко не все требования к устройствам безопасности грузоподъемных машин. Каждый после прочтения Технического регламента найдет для себя что-то новое. Однако этот документ позволяет конструктору самому выбирать те или иные защитные меры, исходя в том числе из экономической целесообразности, но не забывая и про требования промышленной безопасности, которые пока еще действуют.