При проектировании грузоподъемных машин конструктор может (а порой и должен) использовать типовые технические решения, проведя их анализ и экспериментальную проверку. При этом не допускается применять непроверенные или сомнительные решения, имеющих определенную степень риска. Для анализа различных рисков может помочь зарубежный опыт технических решений.
Например, Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов ПБ 10-382-00 в статье 2.7.3 предлагали несколько типовых способов крепления концов канатов. В недавно вышедшем техническом регламенте «О безопасности машин и оборудования ТР ТС 010/2011 (пункт 4 специальных требований безопасности к грузоподъемных машинам Приложения 2) есть такое требование: «…Качество заделки концов и способ крепления стальных канатов выбирают для обеспечения соответствующего уровня безопасности механизма и грузоподъемной машины в целом….». Наверное, основным критерием, обеспечивающим этот уровень безопасности, будет надежность крепления каната. Причем канат не только не должен выпасть из заделки, но и не должен повреждаться в процессе эксплуатации.
Способов заделки концов канатов много. Однако не обращали внимание, как различные изготовители грузоподъемных кранов устанавливают зажимы на свободных концах канатов после клиновой втулки?
Крепление конца каната в клиновой втулке применяется достаточно часто: в стреловых, башенных кранах, электрических талях и т.п.. Втулка представляет собой изделие из штампованной, кованной или литой стали. Применение сварных втулок не допускалось Правилами устройства и безопасной эксплуатации Ростехнадзора. Втулки различаются по грузоподъёмности и по диаметру используемых канатов. Крепление конца каната клиновой втулкой является наиболее надёжным и самодостаточным способом закрепления в тяговом органе механизма подъема, не требующим никакого дополнительного («страховочного») способа закрепления.

Обратимся к руководствам по эксплуатации ведущих отечественных краностроителей. В разделе о запасовке каната можно найти способы крепления, среди которых наиболее часто встречаются такие изображения, вошедшие во все отечественные учебники по кранам:
![]() | ![]() |
Возникает резонный вопрос: зачем зажимая канат клином, устанавливать еще и канатный зажим? С одной стороны, это делается для того, чтобы конец каната не «болтался» и не «распушивался», но …
Изготовители из опасения выпадения каната из втулки (это возможно из-за несоответствия размеров клиновой втулки и клина диаметру каната), другими словами для «повышения надежности» узла крепления конца каната, устанавливают зажим. Причем азиатские производители порой устанавливают даже не один, а несколько:
![]() | ![]() |
При достаточно сильной затяжке гаек зажимов на канате теряется сам смысл закрепления клином во втулке, а канат начинает испытывать несвойственные для него нагрузки (смятие, работа на излом), что может привести к перераспределению усилий, когда линия нагрузки не совпадает с осью каната.
![]() | ![]() |
![]() | ![]() |
Есть другой подход - можно более ответственно подходить к подбору деталей.
Существуют другие способы установки зажимов (для контроля), на чем мы акцентируем внимание при испытаниях и сертификации грузоподъемных машин. Европейские, американские, некоторые японские производители устанавливают зажим на конце каната, не соединяя его с нагруженном ветвью:
![]() | ![]() |
Более того, известные производители канатов даже обращают на это особое внимание, показывая последствия, к которым может привести крепление зажимом обеих ветвей каната.


Это даже специально отражено в серии американских стандартов ASME B30:

В Правилах устройства и безопасной эксплуатации Ростехнадзора ПБ 10-382-00, как и в ПБ 10-257-98, внимание на этом особо не акцентировалось, хотя заметим, что способ с применением втулки в статье 2.7.3 указан отдельно от способа с использованием зажимов. Как известно из курса «Детали машин» из двух соединений всегда работает только одно. Тогда может все-таки стоит прислушаться к европейским производителям и взять на вооружение их опыт, предусматривая установку зажима только на свободной ветви каната? Получается, что надежность крепления зависит не сколько в количестве одновременно применяемых способов зажатия, а в исключении ошибок, которые могут при этом возникнуть, или другими словами – в уменьшении риска влияния человеческого фактора….Конечно, пользователь устройства должен неукоснительно соблюдать требования изготовителя, приведенные в руководстве по эксплуатации. Поэтому на изготовителе лежит ответственность при выборе того или иного технического решения.
Может стоит подумать об этом сейчас, чем потом кричать как Левша у Николая Лескова: «— Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни Бог войны, они стрелять не годятся»?