В настоящее время ряд предприятий производит или продает грузовые, грузопассажирские, фасадные подъемники, которые еще называются одним словом – строительные. Причем, если заглянуть в Единый реестр, можно увидеть некоторое количество таких подъемников, на которые была оформлена декларация о соответствии. В этой статье давайте выясним, насколько это было правильно.
Зададимся вопросом: строительный подъемник относится к строительному или подъемно-транспортному оборудованию? С одной стороны судя по назначению этот вид машин относится к строительному оборудованию. Однако все-таки до недавнего времени код по ОК-005 (или ОКП) для данного оборудования выбирался из группы 48 3580 «Оборудование подъемно-транспортное разного назначения». Если в первом случае подтверждение соответствия строительного оборудования проводится в виде декларирования согласно Технического регламента Таможенного Союза ТР ТС 010/2011 "О безопасности машин и оборудования", то во втором – согласно того же регламента – это оборудование подпадает под обязательную сертификацию.
Попробуем уточнить ряд моментов. На сегодняшний день определение строительного подъемника можно встретить в стандартах СТБ EN 12158-1-2008, СТБ EN 12159-2010. Причем терминология в этих стандартах «почему-то» немного разная:
Согласно СТБ EN 12158-1-2008 строительный подъемник – это временно устанавливаемое подъемное оборудование, предназначенное для загрузки и разгрузки на инженерных и строительных площадках, оснащенное рабочей платформой, кабиной или иным направляемым грузоподъемным устройством.
Согласно СТБ EN 12159-2010 строительный подъемник – это временно устанавливаемое подъемное устройство, обслуживающее строительные и инженерные площадки и состоящее из платформы, кабины или другого грузонесущего устройства с механизмом перемещения.
Отмененные Приказом Ростехнадзора от 12.11.2013 № 533 «Правила устройства и безопасной эксплуатации строительных подъемников» ПБ 10-518-02 относили строительные подъемники к классу «...грузоподъемных машин циклического действия со стационарно установленным на ней грузоподъемным механизмом, предназначенных для подъема груза и (или) людей на этажи строящегося или ремонтируемого здания, сооружения или для подъема людей при производстве работ по отделке фасадов зданий, сооружений....»
В соответствии с определением Большого энциклопедического политехнического словаря грузоподъемные машины (сокр. ГПМ) входят в категорию подъемно-транспортного оборудования, как и по смыслу, так и по определению: ГПМ - класс подъёмно-транспортных машин циклического действия, предназначенных для подъёма грузов и/или людей в вертикальной или близким к ней наклонных плоскостях.
Ну и окончательные точки над «i» расставляет разъяснение Евразийской экономической комиссии по вопросу отнесения отдельных технических устройств к области применения технического регламента «О безопасности машин и оборудования» (далее - ТР ТС 010/2011), представленное в Ростехнадзор письмом от 08.05.2013 № 16-135: «...действие Технического регламента распространяется на строительные подъемники, которые относятся к оборудованию подъемно-транспортному».
Значит строительные подъемники, включая грузовые, грузопассажирские, фасадные подлежат обязательному подтверждению соответствия требованиям ТР ТС 010/2011 в форме сертификации как подъемно-транспортное оборудование, а не декларирования.